Сразу скажу, что это только мое личное мнение, а не мнение всей редакции. Среди всего нашего коллектива (а это двадцать человек) не нашлось еще одного идиота, которому этот сериал не нравится. Даже Теодор Седин против меня в этом вопросе. Но это лишь предупреждение, а ты лучше расслабься и читай дальше.
Еще мне дико импонирует формат исторического эпоса, даже если исторический элемент полностью вымышлен. Антураж средневековья, античности, который смотрится естественно в окружении магии и драконов, — это круто. Внимание к историческим деталям (костюмы, атмосфера времени, оружие, архитектура) помогают ощутить реальность происходящего. Сразу кажется, будто бойня за «железный трон» действительно происходила или происходит. Если не на этой планете, так на другой. Здесь, конечно, низкий поклон Джорджу Мартину — он хорошо поработал над реализмом. В общем, очередное скуби-печенье отдается сериалу «Игра престолов», и давайте отдадим сразу всю пачку создателям этого «гениального шедевра», ведь в сериале всё «идеально»: сценарий, операторская работа, актерская игра, сюжет, динамизм, масштабность. Даже музыка, которая воодушевляет на бой каждый раз, когда прослушиваешь ее, «идеальна».
Вообще, я уже слишком много слов потратил на восхваления этого недоразумения, который зовет себя «художественным сериалом». Пора рассказать о плохих новостях, ведь проблема «Игры престолов» выходит за рамки самой «Игры престолов» — это проблема эволюции кино, которая всё дальше отходит от своего изначального замысла (быть одним из видов искусств) в сторону абсолютной коммерции, индустриального спрута.
Разумеется, Голливуд давно стал этим спрутом, но до недавнего времени большинство режиссеров и продюсеров пытались сохранять лицо, снимая фильмы хорошие и плохие, но с художественным замыслом. Они хотели рассказать миру историю и делали это с помощью конкретных людей — в таких вещах всегда был важен конкретный человек, который мог допустить и допускал ошибки во время съемок. Именно поэтому даже шедевры кино не обходятся без ляпов. Более того, они не обходятся без случайных успехов — режиссеры часто приходили к своему успеху неосознанно, и это было круто, потому что значило, что кино снимают люди, а не индустрия. Да, над каждым фильмом была индустрия, но сам фильм или сериал индустрией не был, даже сериал «Друзья» с 236 эпизодами не был индустрией. Сериал «Друзья» был искусством, примитивным, но искусством, которое делалось людьми. Честно говоря, любой сериал, который ты мог смотреть до «Игры престолов», был создан людьми: «Блудливая калифорния», «Викинги», «Американская история ужасов», «Клиника» и другие. Каждый из этих сериалов рассчитан на определенного зрителя, потому что создавался живыми людьми, которые исповедовали свои собственные взгляды.
«Игра престолов» — это первое «телевизионное нечто», что решило играть по совершенно иным правилам. Не по правилам кино, а по правилам рыночного продукта от начала и до конца. Когда ты начинаешь его только смотреть, то ты не видишь опасности. Тебе кажется, что ты смотришь что-то, что очень хорошо сняли. История кажется тебе близкой, многоплановой. В этой многоплановости таится серьезное преимущество — каждый видит в «Игре престолов» то, что хочет увидеть. Тебя знакомят с таким ворохом героев, что невозможно взять и отказаться от них. Кто-то обязательно понравится. По сути, сериал перенес на экраны самую старую игру человечества — политику. И, к сожалению, борьба за «железный трон» привлечет гораздо больше внимание, чем борьба за президентское кресло страны. «Игра престолов» обращается абсолютно ко всем, и именно поэтому в ней нет идеологического стержня, который обязателен для любой художественной картины. Потому что фильм или сериал, или книга, или полотно художника — это всегда мысль. Иногда сложная, иногда простая, но мысль.
Такой телевизионный продукт, как «Игра престолов», не содержит в себе мысль, скорее, он пытается пародировать реальность, и когда эта реальность проникает сквозь экран в жизнь настоящую, то люди теряют способность отделять одно от другого. Подобное роднит «Игру престолов» с такими шоу, как «Пусть говорят» с Андреем Малаховым. Понимаю, что я сравниваю голубя с большим куском кала, но, в сущности, и тот, и другой продукт выполняют одну и ту же функцию — запутывают зрителя, создают реакцию, удерживают, а потом схлопываются. Этим можно наслаждаться, но после наслаждения всегда будет пустота. Ты подсматриваешь за жизнью других людей и ничего не можешь вынести из этого. С «Игрой престолов» ты можешь только реагировать: злиться, восхищаться, удивляться, жалеть. И всё. Дружище, ты просто проглотил очередной бразильский балаган, который был снят людьми при деньгах, причем при очень больших деньгах (у одной только компании Time Warner оборот около 28 миллиардов долларов).
С каждым сезоном «Игра престолов» всё больше скатывается в сторону шоу, причем это отображается не столько на самом сериале, сколько на шумихе вокруг него. О сериале говорят все: политики, ученые, бизнесмены, ведущие. Под него делаются приложения. О нем пишутся статьи (как эта, например). Цитатами из сериала говорят американские судьи. Сериал смотрят или, по крайней мере, публично заявляют об этом представители королевской семьи Англии. Этот монстр уже засасывает в себя миллионы людей и заставил работать на себя еще сотни тысяч людей. Последний запоминающийся случай — это британский певец Эд Ширан, который сыграл эпизодическую роль в сериале, а также разразившейся вокруг его роли скандал. Тебе может показаться, что и его роль, и неприятие общественности — это чистая случайность. Мне кажется, что всё это было сделано намерено. Шоу не может обходится без скандалов.
И я прекрасно вижу, что всё это отлично работает. Это всё так хорошо, что можно предсказать, что в недалеком будущем выйдет еще парочка таких проектов, которые будут «еще лучше» всего того, что было в «Игре престолов». И снова новые проекты будут разрабатываться с привлечением огромного числа специалистов, компьютерных алгоритмов, возможно, роботов. И снова люди будут в восторге от этого, и снова корпорации, владеющие телевизионными каналами, сорвут большой куш.
У HBO это получилось, получится и у других. Вот только остается большой вопрос о целесообразности всего этого. «Звездные войны», которые произвели революцию в кинематографе, обогатили язык кино, передали дух времени на экран, не могут существовать без Джорджа Лукаса (и мы в этом убедились по последним частям). Джордж Ромеро, в свою очередь, смог передать всю порочность общества потребления через простой и яркий образ ходячего мертвеца. Терри Гиллиам прекрасно перенес «манифест наркоманов» с помощью фильма «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» — этот фильм реально можно считать культовым, важным. А что будет с «Игрой престолов»? Что этот сериал после себя оставит, кроме массы грязных приемов, которые удерживают даже не зрителя, а потребителя у экранов? В каком месте у этого сериала прорезается авторское «Я» с его неизбежными шероховатостями, ошибками? И не нужно кивать в сторону Джорджа Мартина. Этот несчастный писатель не успевает за литературными неграми, которые работают на HBO. Корпорация сожрала его творение и сделала «Игру престолов» своим и только своим детищем. И тут уже неважно, насколько сериал похож или не похож на книгу — сериал поглотил книгу, а Мартин отправился на пенсию. Если тебя устраивает такое положение дел, то можешь радоваться — скоро ты будешь смотреть только такие сериалы.
Комментарии
(5)«Звездные войны», которые произвели революцию в кинематографе, обогатили язык кино» — после этого перестал дальше читать. А вообще, о каком сериале сейчас точно стоит говорить и обсуждать, так это «Твин Пикс: Возвращение».
Думаю популярность этого сериала многое говорит о нашем сегодняшнем мире. Сериал всего лишь следствие нашей потерянности, но вся правда в том, что мы всегда были такими. А те люди, которые что-то делают для нашего мира, а не ради денег, врядли его смотря, хотя это просто догадка, я их не видел.
Ну давайте тогда припишем сюда все мыло которое идет по Netflix\\HBOВсе сериалы сделаны для зарабатывания денег, просто в ИП это сделано масштабнее и бюджеты выше чем в других. Которые внимание, тоже смотрят.Это мыло, и не стоит от него ожидать чего-то большего чем заставить зрителя просидеть энное количество времени за просмотром.
Не все вещи должны иметь какой-то глубинный смысл, очень грубо говоря, этот сериал — просто повествование об определенных событиях, большая часть из которых может служить жизненным уроком, а может быть просмотрена под пивко с чипсами. И кстати, ориентированность авторов на потребительское общество стоит использовать во благо. Как минимум «Игра престолов» — универсальная тема для разговоров где угодно и с кем угодно. А за смыслом идите смотреть «Молодого папу».
То,что контент делается что бы полностью понравится зрителю вопрос философский/моральный. Прекрасно,когда можно отвлечься от реальности или скоротать время за серией качественного материала. Если бы все таким образом потакало,возможно неудовлетворенность уменьшилась бы,а то,что от тебя мало зависят глобальные вещи одинаков при наличии или отсутствии такого контента.