СПЕЦПРОЕКТ

Как бизнесу выжить в условиях жёсткой конкуренции в 2020 году

Erotist ToZoom

С каждым годом стремительно меняющийся мир заставляет нас адаптироваться к новым и всё более замысловатым условиям. Особенно сильно это сказывается на бизнесе, которому необходимо постоянно меняться и совершенствоваться, чтобы не только оставаться на плаву, но и развиваться. 2020-й не стал исключением, и даже наоборот. Он поставил перед предпринимателями задачу как можно быстрее придумать способы оптимизации своих компаний. Чтобы помочь всем тем, кто занимается бизнесом, мы вместе с CubeCamp подготовили инструкцию, как сделать его устойчивым, стабильным и прибыльным.

Современные бизнес-тенденции

Среди главных трендов в предпринимательстве сейчас выделяют более предметное внимание к ментальному здоровью сотрудников, организацию эффективной инфраструктуры для удаленной работы, растущие требования клиентов к качеству сервиса и необходимость оптимизации бизнес-процессов. Немного подробнее пройдемся по каждому из них.

Ментальное здоровье сотрудников

Счастливый работник — продуктивный работник. Недостаточно обеспечить человека высокой заработной платой и считать, что он будет удовлетворен только этим. Никакие деньги не заменят психологической устойчивости и комфорта. Твой топ-менеджер может обладать самым высоким окладом на рынке, но при этом чувствовать себя несчастным, потому что не будет ощущать, что его работа и он сам ценится начальством. Важно дать понять своей команде, что каждый из ее членов вносит огромный вклад в общий успех, и время от времени подбадривать их позитивными санкциями. Пиццу заказать, например.

Современные HR-технологии рекомендуют обустраивать офисные помещения так, чтобы в них было комфортно не только работать, но и отдыхать. Это позволяет снизить уровень стресса и отсрочить процесс профессионального выгорания.

Эффективная удаленная инфраструктура

Аренда помещения и налаживание рабочей обстановки может стать настоящим препятствием для малого бизнеса. Снять офис, приобрести мебель, технику и обустроить его с точки зрения максимального рабочего комфорта — занятие не из дешевых. В отличие от удаленки.

Сейчас всё больше компаний переводит своих сотрудников на дистанционный рабочий день с 9 до 17 или с 10 до 18 часов. Мессенджеры, облачные диски и сервисы вроде Trello и «Битрикса», где можно разделять задачи между сотрудниками и налаживать эффективную систему контроля за исполнением задач, существенно облегчают рабочий процесс. Также это позволяет нанимать лучших специалистов со всего мира без необходимости переезда.

Улучшение клиентского сервиса

С каждым годом клиенты становятся всё требовательнее к сервису, не желая тратить больше времени, чем необходимо, на привычные им вещи. К примеру, ты купил какой-то товар онлайн, а при следующем твоем визите на сайт искусственный интеллект рекомендует тебе позиции из той же или похожей категории, чтобы ты не тратил время на поиск. В этом плане очень хорошо работают Amazon и AliExpress, взаимодействующие с покупателями по такому сценарию.

Специалисты считают, что в 2020 году искусственный интеллект в сфере персонализации данных клиентов, используемый для распознавания их намерений, позволит предприятиям увеличить свою прибыль до 15 %. Персонализированный подход к покупателям сейчас становится наиболее эффективным.

Оптимизация бизнес-процессов

Это целый комплекс мер, направленных на упрощение задач, их автоматизацию и снижение производственных издержек. Он может быть проведен как при помощи аутсорсинга, когда за определенные процессы (к примеру, бухучет) в компании отвечает сторонний менеджмент, так и с помощью бизнес-инструментов.

При первом варианте аутсорс-компании сами набирают штат исполнителей, сами устанавливают сроки реализации тех или иных задач, сами отслеживают эффективность выполнения и представляют заказчику готовый результат. Тот, в свою очередь, может сосредоточиться на других, более важных вопросах, требующих его личного вмешательства.

Бизнес-инструменты же позволяют достичь того же эффекта, но уже силами сотрудников компании. К примеру, введение CRM-системы позволяет существенно повысить качество и эффективность работы каждого отдельно взятого сотрудника и всей компании в целом. Можно сравнить их с чатами внутри компании, где создается карточка с заданием, добавляется исполнитель, и начальство может контролировать ход работ в том же месте.

Кому нужна оптимизация

Прежде всего над оптимизацией стоит задуматься владельцам компаний, в штате которых находится больше десяти человек, и их работа подвержена стандартизации, то есть одни и те же действия и процессы часто повторяются. Одна из наиболее частых проблем, когда малый бизнес или стартап вырастает до размеров среднего и понимает, что дальнейший рост становится невозможным или попросту невыгодным. Оптимизация способна решить наиболее частые проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели.

Проблемы:

  • Бизнес топчется на месте. Финансовые обороты и сама компания растут, а прибыль — нет (или даже уменьшается).

  • Появляются сложности в поиске недорогих, но квалифицированных кадров. Рынок, как правило, предлагает специалистов с большими финансовыми запросами.

  • Непрозрачность процессов, из-за чего собственник не может проконтролировать KPI и то, куда уходят его деньги.

  • Предприниматель осознает проблемы своего бизнеса, хочет улучшить его работу, но не знает, как это осуществить и не может выделить на это время.

  • Отсутствует возможность масштабировать бизнес.

Также оптимизация необходима тем предпринимателям, работа компаний которых завязана на них самих, из-за чего они не могут оставить бизнес без присмотра. Нанимать себе готового помощника дорого, а обучать потенциального — долго. В этом случае поможет грамотно выстроенная система процессов.

Как провести оптимизацию

Прежде всего, необходимо нанять отдельного проектного менеджера (желательно такого, у которого есть опыт внедрения IT-проектов), провести анализ рынка конкурентов и узнать, какие инструменты используют они. Также стоит выбрать исполнителя, который будет заниматься внедрением этих самых проектов.

Главное — не терять при этом времени. Стоит воспользоваться принципом MVP (minimum viable product) — минимально жизнеспособного продукта, который будет удовлетворять минимальным потребностям клиентов. Выделить человека, который будет работать с новой системой, обеспечивая заказы в то время, пока компания перестраивается.

Есть сценарий, который предлагает компания СubeCamp, занимающаяся предоставлением IT-услуг по оптимизации. Это разработка программного обеспечения под ключ, ориентированного на индивидуальные нужды бизнеса, гарантирующего результат уже через два месяца. Предполагается глубинный анализ бизнес-процессов и внедрение аналитики в работу компании, а также составление стратегического плана по развитию IT-инфраструктуры компании на несколько лет. Всё это проводится в рамках вебинаров, организуемых СubeCamp.

Что получится в итоге

У СubeCamp есть примеры реальных практических кейсов, доказывающих эффективность их работы. Вот один из них.

Латвийская строительная компания, специализирующаяся на возведении регипсовых перегородок, обратилась к студии за помощью. Головной офис с архитекторами и отделом продаж находится в Риге, а само строительство происходит в Швеции. В определенный момент в штате было уже 80 строителей, но доходы компании едва покрывали ее расходы, ни о какой прибыли и речи не велось.

Руководством было принято решение выделить сумму на разработку системы учета рабочего времени и управления ресурсами. За реализацией компания обратилась к CubeCamp. Внедрение заняло около года. Эта система отслеживала время на исполнение типовых работ, нормативные времязатраты которых были известны.

В ходе теста выяснилось, что если над полным возведением одной перегородки работал один человек, то времени на это уходило вдвое меньше, нежели при работе двух строителей, где второму было необходимо понять, где остановился первый, и сформировать свой план действий.

После этого было введено правило, по которому при работе над перегородкой двух человек зарплата делилась надвое, вне зависимости от распределения обязанностей и их объема. Получив достаточный для анализа объем структурированных данных, руководство смогло понять, куда уходит рабочее время и что с этим делать.

Как результат — рабочий процесс исполнителей был оптимизирован, что позволило собственнику сократить штат наполовину, уменьшив расходы на 30 %, и тем самым вывести компанию в хороший плюс. Также система управления персоналом стала гораздо эффективнее. И всё благодаря одному индивидуально разработанному инструменту.

Понять, какие именно процессы нуждаются в оптимизации, и правильно ее реализовать можно при помощи CubeCamp — IT-студии, специализирующейся на цифровой трансформации бизнеса. Её специалисты занимаются консультациями, аудитом и разработкой инструментов для предпринимателей, направленных на улучшение финансовых показателей и рост эффективности компаний энтерпрайз-уровня.