7 нюансов, которые стоит знать, если решил принять участие в тендере

Слово «тендер» хотя бы раз в жизни слышал каждый, но мало кто знает, что оно означает. У большинства людей знание о тендерах сводится к тому, что это государственные закупки на крупные суммы. Отчасти это так, но есть множество нюансов, которые могут перевернуть твоё представление о них.

Начнем с небольшого факта: Россия находится на самых низких позициях по участию в тендерах. Это значит, что большая часть людей даже не рассматривает их как дополнительный или основной вид заработка. При этом ежегодный финансовый оборот контрактов исчисляется триллионами, а зарабатывать может почти каждый. Мы решили разобраться в этом вопросе, и помогли нам в этом эксперты «Тендерплан» — системы по поиску и ведению тендеров в России.

1 Что из себя представляет тендер

Если говорить кратко, то тендер — это своего рода розыгрыш права реализации своего продукта между поставщиками товаров или услуг. Смоделируем ситуацию: есть компания, которой нужно закупить большое количество определенного инвентаря — условно, офисных столов. Вместо того чтобы самостоятельно изучать и анализировать предложения на рынке, они выставляют тендер с условиями заказа. Например, нужно 80 столов определенной высоты, общей суммой не больше одного миллиона рублей.

На этот тендер смогут выйти производители, дистрибьюторы или магазины, и если под запрос компании у них будет подходящий товар — принять участие в розыгрыше. Каждый из них предоставит свой вариант реализации, и заказчик сам выберет тот, который подходит лучше всего. Таким образом компания закроет вопрос поиска, а продавец, выигравшей тендер, получит крупный заказ с выгодными условиями

2 Какие товары и услуги участвуют в тендерах

Первое, что приходит на ум человеку, который не имел дел с тендерами, — это сложная спецтехника или узкоспециализированные услуги. Например, тендер на возведение моста, для которого понадобятся строители, проектировщики, стройматериалы, краны, бульдозеры и так далее. На деле же, помимо подобных сложных в поиске товаров или услуг, большое количество тендеров отходит обычным категориям товаров: компьютеры, канцелярские принадлежности, столовые приборы, даже зубочистки и салфетки — всё что угодно. Так же и с услугами: от частного перевода на разные языки и проведения ивентов до клининга и личной охраны. Это позволяет и крупным, и малым компаниям участвовать в тендерах на равных условиях.

3 Кто проводит тендеры

В первую очередь — государственные органы и учреждения, например: поликлиники, министерства, воинские части, департаменты. Их условно можно включить в одну крупную классификацию — госзакупки. Помимо перечисленных структур, тендеры проводят различные национальные компании вроде «Газпрома», «Роснефти», «РЖД» или «Аэрофлота». Более того, частные коммерческие компании тоже ищут поставщиков товаров и услуг, разыгрывая тендеры. Получается, что, помимо огромной классификации категорий товаров, участвующих в тендерах, организации и компании разных уровней обращаются к этому формату, чтобы ускорить процедуру поиска и покупки необходимой продукции. Это еще раз доказывает, что принимать участие в розыгрышах может абсолютно любой поставщик, если у него есть то, что ищет заказчик.

4 Какие существуют системы проведения тендеров в России

Существуют три основные системы проведения тендеров, и зависят они прежде всего от того, к какой группе относится заказчик, выставляющий заявку.

ФЗ-44

В нее как раз входят все организации и ведомства, осуществляющие госзакупки. О них подробнее мы и писали выше. По мнению большинства экспертов, именно этот вариант отлично подходит для новичков, которые раньше никогда не участвовали в тендерах. Эта система отличается тем, что требует минимального количества документов — обычно от трех до восьми. При этом маржинальность товаров здесь составляет в среднем 30 %, то есть примерно треть от суммы лота и составит прибыль для победителя.

ФЗ-223

То есть закупки, проводимые коммерческими компаниями с государственным участием. Несмотря на причастность к государству, эти компании могут быть зарегистрированы как ООО, ОАО и просто на юридические лица. Одним из преимуществ этой системы над ФЗ-44 является большая маржинальность — порядка 45 %, то есть прибыль поставщика составляет практически половину общей суммы лота. При этом это может никак не отражаться на качестве самих товаров. Например, поставляя одинаковые столы в равном объеме и с одними и теми же характеристиками, в ФЗ-223 поставщик заработает больше, чем в ФЗ-44.

Коммерческие тендеры

Коммерческие тендеры проводятся организациями и компаниями негосударственной формы собственности. В отличие от двух других систем, коммерческие тендеры никак не регламентируются законом. Это позволяет заказчикам размещать свои запросы практически во всех источниках, на всех площадках и ресурсах. При этом именно они чаще всего и определяют победителей тендеров, отталкиваясь от собственных пожеланий и выгоды. Потенциальные поставщики же, как правило, играют на понижение стоимости, чтобы получить заказ.

5 Какие существуют виды проведения тендеров

Тендер — это общее определение всей процедуры получения необходимых товаров и услуг через торги между поставщикам. Существует отдельное разделение, которое зависит от способа проведения. При этом важно учесть, что их определяет не сам заказчик — виды тендеров регламентируются государством. Иными словами, большую роль играют характеристики и особенности товаров или услуг. Вот эти три основных вида проведения торгов:

01
Запрос котировок

Суть котировки в том, что это обычно недорогая процедура с упрощенной формой проведения: минимум документов и требований, быстрое проведение. Как правило, в этой категории разыгрываются права на поставку товаров с точным, но не сложным техническим регламентом. Есть и еще одно условие: общая сумма заказа по котировкам не может превышать 500 тысяч рублей.

Самый простой пример: 100 тысяч упаковок влажных салфеток. Важно, чтобы соответствовало количество, цена и минимальные технические условия. Проще говоря, обычные бумажные салфетки просто не пройдут. Благодаря относительно простой специфике, этот вариант отлично подойдет новичкам, занимающимся перепродажей, или компаниям с ограниченными производственными возможностями.

02
Конкурс

Суть конкурса в отборе поставщика не только по критерию цены при стандартных параметрах товара, как в ЗК, но еще и по другим критериям, которые невозможно оценить в количественном выражении. Например, такие процедуры свойственны для творческих проектов (дизайн, искусство, НИР, проектирование, реставрация и др.), а также для поставки товаров, определяющих качество жизни, таких как организация питания или поставка самих продуктов питания. Соответственно, конкурс требует значительно больше документов, подтверждающих возможность поставщика выполнить работу профессионально.

Сам конкурс также подразделяется на открытый, с ограниченным участием и двухэтапный. С первым всё понятно: в нём могут принять участия все, и условия находятся в открытом доступе. Конкурсы с ограниченным участием включают предквалификационный отбор, то есть исполнитель должен подтвердить, что справится с требованиями заказчика. Как правило, к такому виду тендеров прибегают, если выставляются сложные технические требования. Последний вид — двухэтапный: на первом этапе участники конкурса презентуют план реализации комиссии, а на втором обсуждаются детали реализации проекта.

03
Электронный аукцион

Технические характеристики и требования ничем не отличаются от ЗК. Вся разница — в возможности снижать цену в онлайн-режиме, а также в более прозрачной процедуре проведения с точки зрения исключения сговора заказчика и поставщика. Заказчик до окончания проведения аукциона не знает, какой участник какую цену предложил, и имеет меньше возможностей повлиять на определение победителя.

Важно учесть несколько нюансов. Электронный аукцион может быть прекращен, если к моменту окончания приема заявок был лишь один потенциальный поставщик. Также аукцион не состоится, если в течение первых десяти минут ни один из участников не сделает ценовой ход. Поэтому, решив поучаствовать в таком виде тендера, ты должен быть оперативным и быстро реагировать на изменения ситуации.

6 Зачем вообще нужны тендеры

Тендерная форма проведения — конкурсная процедура, позволяющая государству делать конкурентные закупки у поставщиков. Цель не отличается от коммерческих тендеров — купить необходимое дешевле рыночной цены. Различные государственные органы не могут закупать товары где попало, так как средства отчисляются из бюджета страны. Поэтому траты должны быть максимально эффективными. Именно поэтому государство обязывает искать поставщиков с наилучшим сочетанием «цена — качество» .

В случае коммерческих организаций тендер — отличная возможность найти товары и услуги по более выгодным ценам. За право их предоставления будут бороться разные поставщики по всей стране. В определенных ситуациях закупки через тендер могут сократить расходы без потери качества, а сами руководители смогут быть уверены, что человек, осуществляющий закупки, не получает откат за лоббирование чужих интересов.

7 Где искать тендеры

Все государственные тендеры России содержатся на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок. Однако, как и большинство государственных сайтов, он может быть сложен и непонятен для новичков. Более того, его функционал не такой обширный в сравнении с другими сайтами и агрегаторами.

Так, например, на сайте системы по поиску тендеров «Тендерплан» собраны все государственные и коммерческие тендеры России. Это значит, что поставщику не придется пользоваться двумя или тремя (и более) сервисами — всё уже собрано в одном месте. Достаточно просто вбить в поиск нужные ключевые слова по типу «футболка», «футболк* логотип*», «футболк* изображение*» и так далее. В «Тендерплане» эти хештеги смогут искать соответствия даже внутри самих документов и выявлять больше подходящих под запрос заявок. Затем можно пропустить их через различные фильтры (например, по расположению) — это позволит сформировать списки заказчиков твоего региона, что даст возможность сэкономить на доставке товаров.

Благодаря совмещенному доступу можно решать все вопросы по работе с тендерами в онлайн-режиме. Вся твоя команда сможет оперативно реагировать и охватывать большее количество заказов. Чтобы никто из сотрудников не совершал ошибок, можно назначать ответственных с расширенными правами, расставлять метки, отслеживать изменения, просматривать и оставлять комментарии к документам. Для большего удобства в «Тендерплане» есть календарь, в котором можно отмечать важные действия вроде сроков подготовки и подачи документов, поставки товаров, реализации проектов.

Хотя намного круче то, что система предлагает продвинутую аналитику, которая сможет выстроить максимально эффективную политику торгов, отталкиваясь от сезонного снижения цен, средней стоимости контрактов в сегменте, статистику по регионам и многое другое. Ты будешь заранее знать, какой заказчик конфликтный, кто из поставщиков является твоим конкурентом и какие организации аффилированы. Простыми словами, у тебя будет точная карта минного поля, которая не даст подорваться на самом первом шаге.

Надежность заказчика
70%
Контрактов без
снижения цены
85%
Средний доступ
к торгам %
30
Дней средний срок
оплаты после
подписания акта
Как видишь, тендеры — это не так сложно. Более того, разобравшись во всех нюансах, ты сможешь получить новые направления сбыта своих товаров и, соответственно, увеличить прибыль. С таким инструментом, как «Тендерплан», работа с закупками доступна даже тем, кто еще месяц назад и не задумывался об участии в тендерах.