Слушай подкасты нашей студии
Слушать

Проблемы фриланса, или как доказать заказчику что он не прав

brodude.ru_24.03.2015_kbIp0n1QSXV5V

Фрилансер – человек, не защищённый ничем, кроме честного слова и договора. Иногда ему приходится идти на поводу у клиента и выполнять лишнюю работу. Давай-ка рассмотрим, как избежать ненавистных правок и сделать их неудобными для самого заказчика.

Сценарий

После того как заказчик его принял, он не имеет ни малейшего права изменять его. Если вдруг клиент поймёт, что сценарий ему не нравится, пожалуйста, пусть меняет. Клиент всегда прав. Только за деньги, а если быть точнее, за двойную плату. Потому что сценарий – это стержень всего. А придумать новый сценарий – по сути, сделать двойную работу, которую ты с радостью сделаешь, если тебе заплатят ещё раз.

 

Опоздал – твои проблемы

Бывает, что для работы клиент должен выслать тебе свои материалы (фото, видео, таблицы, статистику), скажем, за неделю до окончания рабочего процесса. Но, как это всегда бывает, наш занятой работодатель вспомнил об этом только за день до так называемого deadline. То, что он не предоставил вовремя материал – его вина. Пусть увеличивает сроки и не требует от вас сдачи проекта в соответствии с цифрами в договоре (кстати, в договоре этот пункт должен быть прописан).

Или ещё хуже: заказчик осознал, что, например, в презентации нужны совсем другие материалы, и требует их заменить. Что делаем в таких случаях? Шлём его к чёрту! Требовать он может сколько угодно, но попытайся объяснить ему заранее, что раз уж он потерял время и вовремя не сообразил, что ему нужно, пусть платит денежки.

 

Звук – наше всё

Проблема, с которой часто сталкиваются монтажники, аниматоры и операторы. Связана она со звуком. Иногда, когда уже почти всё готово, когда сцены скомпонованы на таймлайнинг, заказчик неожиданно присылает тебе новый трек. Нет, бывает, что от замены саунда общая картина не меняется. Но иногда, особенно в анимации, всё монтируется под звук. Что мы делаем? Правильно – требуем денег за дополнительные старания, потому что всё измеряется в трудоёмкости процесса.

 

Гений исчезновений

Допустим, заказчик на обсуждении проекта строил из себя грозного Карабаса и угрожал, что будет лично контролировать все промежуточные этапы создания проекта, лично одобрять или не одобрять нюансы. Но вот ты уже начал работу, а он не выходит на связь. Звонишь ему – телефон не доступен. Шлёшь материал на почту – обратной связи нет. А потом через неделю он появляется такой красивый, смотрит на уже проделанную работу и начинает корректировать, ругать, утверждать, критиковать и говорить, как надо делать. Так вот, не беги исправлять. Вы же как договаривались? Он поэтапно, самолично или с помощью доверенных лиц будет контролировать ход работы. Где он был все эти 7 дней? Да хоть где – это не твои проблемы! Если не вмешивался в ход работы, значит, его всё устраивало. Хочет что-то исправить – пусть платит мзду. И не важно, лежал он в больнице или отдыхал на морях. Это проблемы заказчика. В конце концов, ты же уверен, что всё делаешь правильно.

 

Время – деньги

Если заказчик прибегает к тебе с безумными глазами и требует ускоряться, намекая, что ему нужно получить продукт не 27-го а 20-го, то смело увеличивай ценник. Тебе же самому придётся ускоряться, работать в некомфортных условиях. Будь смелее, если, конечно, он не просит ускориться потому, что ты сам не успеваешь сделать материал в установленные сроки.

 

Внезапные внезапности

Очень распространённая проблема, когда накануне сдачи проекта выясняется, что изменяются технические параметры. Скажем, неожиданно клиент требует от тебя дополнительно мобильную версию сайта, хотя речь шла только об обычной. Или ты снял рекламу, и тут выясняется, что, помимо минутного вирусного ролика, ему нужны 2 коротких и один ролик другого формата для кинотеатров. Ты, разумеется, слышишь об этом в первый раз. Что делать? Ты уже наверняка догадался: брать дополнительную плату за работу с роликами подобного формата.

Есть ещё одна беда, и касается она чаще всего операторов. Происходит примерно следующее: у клиента нет технического оборудования, способного воспроизвести созданный тобой продукт. И вот, взволнованный, он просит изменить формат. Что делаем? Правильно, либо берём деньги, либо посылаем его к чёрту, поскольку, по сути, это не твоя проблема.

 

Договор

Но для того, чтобы это всё работало, нужно очень грамотно и тщательно прописывать все нюансы в договоре. Договор – это единственная надежда фрилансера на справедливость. Если заказчик предлагает работать без договора – отказывайся. Каким бы хорошим он ни казался, внутри под маской добродушия скрывается лысый тролль подставы. Даже если клиент будет, сверкая глазами, клясться тебе в вечной дружбе и говорить, что его слово твёрже гороха, – не работай. Угроза: «Ты меня не уважаешь», – тоже не серьёзна, и как аргумент выглядит так же убедительно, как Мистер Бин в роли царя Леонида.

Распиши всё вышеперечисленное в пунктах договора, укажи количество правок. Не важно, как относится к нему заказчик, пусть хоть называет его бесполезной бумажкой и использует не по предназначению. Главное, что ты в любой момент можешь сослаться на пункты договора и попросту бросить проект, если клиент вмешивается в рабочий процесс слишком активно. И самое главное – без зазрения совести.

 

Аванс

Самая приятная часть любой работы – аванс. Требуй его так же упорно, как налива пива до черты! Если клиент отказывается давать аванс, то лучше с ним не работать. Скорее всего, он не чист. Аванс выдаётся до начала работы и служит своеобразной страховкой и гарантом соблюдения пунктов договора. Если клиент обещает выдать аванс во время рабочего процесса, отказывайся – только ДО! А то останешься у разбитого корыта, как дед в популярной сказке.

Но самое важное – самому соблюдать все пункты договора и составить его так, чтобы не загнать себя в угол. Если с некоторыми пунктами ты не согласен, то, пожалуйста, трать своё время. Тебе никто не мешает.

Читать также:

Задай вопрос редакции,

возможно, мы ответим на него в наших следующих статьях.

Комментарии

(3)

Gallaktik

Редко мне не нравятся у Вас статьи, но тут уж извините..
Статья по содержанию — «Работодатель хочет внести изменения? Пусть платит деньги».

himen.ru

Это надо вдалбливать до автоматизма, так что ничего плохого в повторении не вижу.

Теодор Седин

И тем не менее, лучшего метода работы с «тяжёлым» клиентом не найти.