Слушай подкасты нашей студии
Слушать

Неизданные шедевры военной промышленности

Если бы все изобретения воплощались в жизнь, то либо мир эволюционировал бы гораздо скорее, либо кругом происходил бы невероятный абсурд. Почему? А посмотри, чувак, на это оборудование, то ли из научно-фантастических фильмов, то ли из псевдонаучных комедий.

1. Подземная лодка

brodude.ru_19.04.2015_knn413OJ8Y3gb

«Подводная лодка в степях Украины погибла в неравном воздушном бою». Советское народное творчество.

Может, кто-то смотрел фильм «Земное ядро»? По сюжету картины земное ядро перестает вращаться, что чревато последствиями для всего человечества. Чтобы спасти всех от Армагеддона, группа американских ученых (а чьих же еще!) и инженеров создает подземную лодку, при помощи которой отправляется прямо к ядру Земли, чтобы восстановить его вращение посредством взрыва нескольких атомных бомб.

Все это, конечно, невообразимая чушь, однако для этой странной истории есть основания. В XX веке сразу несколько стран, включая СССР и Германию, разрабатывали подземные лодки. Прототипом для них служил так называемый проходческий щит. Впервые проходческий щит был применен в Великобритании при строительстве туннеля под Темзой еще в 1825 году. Кстати, туннели в Москве и Питере строились с применением того же устройства.

По-настоящему, за этот проект взялись в 1930-х годах. Был один одержимый ученый по фамилии Требелевский. Вот в один прекрасный день он создал подземное устройство под названием «субтеррина». Но он даже и не думал об использовании подземной лодки в военных целях. Он считал, что его «субтеррину» будут применять для геологоразведки, рытья туннелей под коммунальные нужды и для добычи полезных ископаемых. Например, подземная лодка могла бы пробиться к подземным запасам нефти, протянув к ним трубопровод, который мог выкачивать «черное золото» на поверхность. Даже в наши дни подобное изобретение кажется фантастическим.

Об изобретении советского ученого узнал коварный фашист Хорнер фон Верн. Правда, он усовершенствовал устройство в военных целях, сделав все, чтобы «подземный червь» вмещал 300 кг взрывчатки и 7 человек экипажа. Правда, немецкую ставку убедили в бесперспективности проекта, и потому проут завернули.

И вот лежал проект, пылился в лубянских архивах, пока на него не обратил свой взгляд сам Хрущев и, впечатленный проектом, приказал возвести завод в Крыму. Ради места под заводик даже переселили целый городок, однако, все тщетно.

Да, проект мог впечатлить: титановый цилиндр диаметром в 3 метра и длиной в 25 метров, имеющий заостренный нос и корму. «Субтеррина» управлялась экипажем из пяти человек и могла нести в себе тонну вооружений и 15 бойцов. Скорость ее передвижения под землей составляла 15 км/ч. Не так много, как хотелось бы, но атомные субмарины вполне могли доставить подземные лодки к берегам США. Но испытания показали, что проще потратить миллионы на развитие шумной, громкой, но боле эффективной авиации, чем на взрывающуюся под землей вундервафлю. Да-да, она взорвалась, угробив всех, кто находился на борту. В итоге: целый, ненужный завод, неудачный эксперимент, длившийся годы, и в котором было одних только 15 человек погибших. А еще вдохновение для группы НОМ, иначе трудно объяснить, почему они сняли такой шедевр, как «Звездный ворс».

2. Летающая тарелка

brodude.ru_19.04.2015_Lm9vL7d82EPG0

Про то, как немцы интересовались потусторонним и мифическим было сказано-пересказано. Про их эксперименты с летательными аппаратами, подозрительно похожими на летающие тарелки, тоже говорилось не раз. Правда, до сих пор вопросов больше, чем ответов. Авторитетные люди утверждают, что выпускалось сразу несколько моделей агрессивно настроенных летающих тарелок. О том, почему их так и не стали выпускать серийно, красноречиво расскажут наблюдения очевидца событий.

«Полёт, судя по покачиванию, проходил неустойчиво. И когда налетел особенно сильный порыв ветра с Балтики, аппарат перевернулся в воздухе, стал терять высоту. Меня обдало потоком смеси гари, этилового спирта и горячего воздуха. Раздался звук удара, хруст ломающихся деталей… Тело пилота безжизненно свисало из кабины. Тут же обломки обшивки, залитые горючим, окутались голубым пламенем. Обнажился ещё шипящий реактивный двигатель – и тут же грохнуло: видимо, взорвался бак с горючим…»

Было это или нет, до сих пор не ясно. Одни утверждают, что, кроме парочки красивых фотографий, ничего найдено не было (ни чертежей, ни мемуаров), другие отмечают, что чертежи все-таки были найдены. Советские ученые рассматривали «позаимствованное» оборудование, но поняли, что ничего более бессмысленного в мире еще не было создано. Уж лучше развивать авиацию, чем ненадежные тарелки. И нечего косить под инопланетян.

3. Военный робот

brodude.ru_19.04.2015_z5YMM6XDNhOKH

В эпоху всплеска интереса к научной фантастике американцы создали машину, которая скорее напоминала аппарат из недалекого будущего, воспетого Бредберри, нежели что-то более реальное и актуальное. Робот Walking Truck был разработан и создан в 1965 году Ральфом Мошером (Ralph Mosher), инженером компании General Electric. Вес вундарвафли составлял 1360 килограмм. Робот был создан для переноски грузов по пересеченной местности и для осуществления других видов деятельности с целью оказания поддержки служащим пехотных подразделений и подразделений специального назначения.

Робот Walking Truck должен был управляться специально обученным человеком. Свою неуклюжесть и маленькую скорость передвижения, которая составляла всего восемь километров в час, робот с лихвой компенсировал своей мощностью, обеспечивающей ему возможность одним пинком вытолкнуть джип, застрявший в грязи, или разрушить баррикаду ударами передних конечностей.

Казалось бы, шикарный аппарат, используй – не хочу! Но несмотря на все дальнейшие перспективы, Walking Truck оказался слишком громоздким и медлительным для его практического применения, поэтому позже компания General Electric поспешила свернуть перспективное для развития всей военной робототехники оборудование. В настоящее время единственный опытный образец робота Walking Truck находится в Музее военного транспорта, Fort Eustis, Вирджиния. Смотришь на него и думаешь: а ведь роботы из «Звездных войн» – вполне реальная вещь.

4. Авианосцы всех мастей

brodude.ru_19.04.2015_NuUiQRwsTffOH

В первой половине XX века бытовало мнение, что чем больше, тем лучше. Проекты создания огромных боевых машин в первой половине ХХ века не казались чем-то фантастическим. Гигантские дирижабли-авианосцы в ряду таких изобретений военных конструкторов занимают особое место. Их создавали только в двух странах – США и Германии.

Военные самолеты того времени, как истребители, так и бомбардировщики, не могли совершать дальние перелеты из-за нехватки топлива. Решить эту проблему и были призваны «воздушные» авианосцы. Сейчас сочетание слов «военный авианосец» кажется бредом, но на самом деле в те далекие времена инженеры сломали не одну светлую голову в раздумиях о том, как продлить «полет» авиации.

В апреле 1933 года в Америке инженер Карл Анштейн объявил о готовности к полетам дирижабля «Макон», а после появилась на свет «близняшка» «Акрон». «Макон» мог поднять в небо 5 самолетов F9C «Sparrowhawk».

Механизм выпуска самолетов с дирижаблей и их возвращения был предельно прост. Самолет крепился к дирижаблю с помощью огромных крючков. От пилота всего-то и требовалось, что особая внимательность при возвращении «на базу».

Но этот проект оказался провальным по другой причине. Уязвимость громадных и медленных цепеллинов превышала все допустимые нормы. А низкая маневренность превращала их в идеальную мишень. Стреляй – не хочу, а заодно и уничтожь несколько самолетов. Как говорится, одним махом – двух зайцев. Как показал опыт, боевые дирижабли плохо переносили нелетную погоду, поэтому инженеры продолжили ломать голову. Сам «Макон» «прожил» всего два года. 12 февраля 1935 года он попал в бурю и рухнул на землю.

Был еще один замечательный пример – японская подлодка-авианосец. Правда, к 1943 году японцы сделали только 2 экземпляра, так и не принявших участия в военных действиях. Во-первых, это было очень дорого, а во-вторых, управлялись они только лишь пилотами камикадзе, ибо вернуться на базу самолетам было довольно сложно. Но к 43-му году использование одноразовых пилотов было взято под контроль, ибо транжирить людьми было непозволительной роскошью.

Все эти устройства больше напоминают фантасмагорию из «Биошока». А жаль, интересно, насколько бы развилась военная техника, если бы дирижабли продолжили бороздить небесные просторы.

5. Скутер-пушка

brodude.ru_19.04.2015_DA8oAHUVaKTLZ

Одним из самых экстравагантных военных орудий двадцатого века по праву можно считать скутер, снаряженный пушкой для 75-миллиметровых снарядов, который использовался французскими соединениями. После Второй мировой войны возникла острая нехватка денежных средств, чтобы обеспечить подобающую защиту страны, пока Европа поднимала производственные мощности и экономику. Поэтому, когда появлялись хоть какие-то свободные денежные средства, правительство старалось тратить их наиболее экономно и креативно. Пять парашютов предназначались группе из двух французских бойцов, с зарядами, амуницией и двумя скутерами. На один скутер загружались пушки, на другой – снаряды и патроны. Самое интересное, что пушки эффективно стреляли даже на ходу. Цена – 500 долларов за скутер с пушкой. Армия Франции закупила 800 полностью укомплектованных скутеров. Подтвержденной информации о том, что скутер-пушки использовались в военных конфликтах, нет.

Я думаю, нет смысла объяснять, почему это «чудо» так и не использовалось в промышленности? Просто на таком скутере особо не покатаешься по бездорожью. Даже с приставкой «военный», скутер оставался скутером. Да и потом, когда деньги появились, можно было не экономить и ставить пушки, скажем, на машины. Да и пушки стали лучше.

Читать также:

Задай вопрос редакции,

возможно, мы ответим на него в наших следующих статьях.

Комментарии

(3)

a.v.sazonov

Про «летающую тарелку», конечно, тайн много, но они их действительно делали. Были найдены даже взлётные «полосы» для этих машин. Вогнутая окружность с газо/пламяотводами, для вертикального взлёта. В общем, очень похоже на то, что они действительно были созданы и летали. Непонятно насколько эффективно это было. На тот момент реактивные двигатели уже были, но их можно сравнить с ломом в руках рабочего и современными пневматическими отбойниками. Проект назывался Хаунебу (HAUNEBU), кстати, и имел 3 генерации. В интернете много интересного есть. :) Жаль, что живых образцов так и не нашли.

Pepe Lopez

А сколько еще «неизданного» под грифами…

Casusbelli

Спасибо за интересную статью.
На эту тему читал не много , но также бы добавил в список проект сверхтяжелого танка, разрабатываемого в третьем рейхе, Landkreuzer P. 1500 Monster. Танк представлял собой 1500 тонную, 50 метровую громадину с устанавливаемой на нее артиллерийской установкой «Дора».

https://ru.wikipedia.org/wiki/Landkreuzer_P._1500_Monster

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D1%80%D0%B0_(%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B8%D0%B5)